Header image  
Высококачественный медицинский сервер  
line decor
  
line decor
 
 
 
 

 
 

Высшее сестринское образование в России

Г.М.Перфильева,
профессор,
декан факультета высшего сестринского
образования МMA им. И.М.Сеченова

Качественные преобразования в сестринской практике, планируемые с конца 80-х годов в России, должны были опираться на квалифицированные сестринские кадры, обладающие профессиональной компетентностью в области не только ухода за больными, но и эффективной управленческой деятельности, рационального использования ресурсов и четкой организации работы персонала. По оценкам экспертов Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), сестринское дело в России по уровню и темпам своего развития значительно уступало таковому в большинстве стран Европы. Эксперты отмечали явное несоответствие между уровнем развития отечественной науки, медицинских технологий и характером сестринской практики. К началу 90-х годов продолжительность подготовки медсестер в России и других республиках бывшего Союза была самой короткой в Европейском регионе, уровень и содержание профессионального образования не соответствовали международным требованиям и стандартам. Становилось все более очевидным, что изменение сестринской практики невозможно без реформирования сестринского образования, системы управления сестринскими кадрами и развития прикладных научных исследований в области сестринского дела.

Справедливости ради не лишним будет отметить, что необходимость изменений в сестринском образовании осознавалась в России давно, на что указывает регулярное обновление учебных планов (1 раз в 5 лет) даже в самые «застойные» времена. Однако все изменения носили сугубо эмпирический характер и абсолютно не затрагивали концептуальных основ профессионального сестринского образования. Серьезными препятствиями для более решительных преобразований в сложившейся системе долгие годы оставались жесткая централизация, инертность системы профессионального образования, сложившиеся в СССР в течение десятилетий, и полное пренебрежение зарубежным опытом. К этому следует также добавить традиционно низкий статус медсестры в нашем обществе и укоренившиеся в сознании людей стереотипы в отношении сестринской практики.

К началу 90-х годов высшее сестринское образование существовало в большинстве стран Европы и других регионов мира. Его позитивное влияние на развитие сестринской практики отмечалось многими авторитетными международными организациями, в том числе ВОЗ, Международной организацией труда (МОТ) и Международным советом медсестер.

С конца 60-х годов прошлого столетия высшее образование для медсестер  неоднократно было темой дискуссий и обсуждений на международных совещаниях и симпозиумах в Европе. В 1966 г. Комитет экспертов ВОЗ по сестринскому делу высказал идею, что «медсестры должны иметь возможность развития и совершенствования своих способностей с тем, чтобы оказывать наиболее квалифицированную помощь населению, а также развивать профессиональное мышление для принятия самостоятельных решений, основанных на научных, клинических
и организационных принципах» (Серия техн. докл. ВОЗ, 1966, № 347, с. 13.). По мнению экспертов, следует научить медсестер аналитически мыслить, подготовить их к проведению исследований, необходимых для научного обоснования и совершенствования профессиональной практики. В выводах Комитета указывалось, что университеты и другие высшие учебные заведения располагают возможностями для достижения этих целей.

Обсуждению проблем высшего образования для медсестер в Европейском регионе был посвящен симпозиум, организованный ВОЗ в Гааге в 1972 г. В его документах даны подробное обоснование и перечень преимуществ обучения медсестер на университетском уровне. На необходимость создания программ высшего сестринского образования, ориентированных преимущественно на подготовку педагогических, управленческих и исследовательских кадров, указывалось также в рекомендациях Конвенции МОТ «О сестринском персонале» (1977), ратифицированной многими странами мира.

Несмотря на то, что Конвенция была ратифицирована в 1979 г. и нашей страной и решение об организации высшего сестринского образования было одобрено Всесоюзным совещанием специалистов со средним медобразованием (Тула, 1989) и поддержано Минздравом, фактическая реализация намеченных планов по объективным причинам задерживалась. Они были претворены в жизнь лишь спустя несколько лет благодаря огромным усилиям и работе, проведенной Московской медицинской академией им. И.М. Сеченова.

В соответствии с приказом Госкомитета СССР по народному образованию от 28.06.91 № 313 специальность «Сестринское дело» вошла в перечень специальностей высших учебных заведений и закреплена за учебно-методическим объединением (УМО) по медицинскому образованию. Уже после распада бывшего Союза специальность 040600 «Сестринское дело» была определена Комитетом по высшей школе Министерства науки, высшей школы и технической политики РФ в качестве одного из 4 направлений высшего образования в области здравоохранения России (приказ № 459 от 20.07.92). Перед вузами, приступившими к обучению специалистов нового профиля, была поставлена стратегическая цель — подготовить квалифицированные педагогические и управленческие сестринские кадры, способные на высоком профессиональном уровне решать задачи развития отрасли на основе принципов научного управления, рационального использования ресурсов, технологического совершенствования, реализации и развития кадрового потенциала.

Первые 2 факультета высшего сестринского образования были созданы в 1991 г. — в Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова и Самарском государственном медицинском университете. Вначале была организована только очная подготовка, на каждый факультет принимали по 50 человек.

Минздрав отводил чрезвычайно важную роль начатому делу, о чем свидетельствует неоднократное обсуждение вопроса на Коллегии Минздрава и запись в Государственном докладе о состоянии здоровья населения РФ в 1991 г. (Белой книге Президента). Факт открытия факультетов в России был отмечен в докладе Генерального директора ВОЗ «Укрепление роли сестринского персонала в поддержку стратегий достижения здоровья для всех» на 45-й сессии Всемирной ассамблеи здравоохранения (апрель, 1992, п.9).

Новому для отечественного здравоохранения направлению подготовки кадров предстояло решить множество проблем. Объективные трудности формирования системы высшего сестринского образования были связаны с отсутствием в России специально подготовленных профессорско-преподавательских кадров, соответствующего учебно-методического обеспечения и базы данных научных исследований в области сестринского дела.  Консультативную помощь российским специалистам в решении ряда вопросов оказывали зарубежные эксперты.

В течение первых 3—4 лет обучение студентов на факультетах высшего сестринского образования осуществлялось преимущественно по рабочим авторским программам. Кафедрами совместно с деканатами факультетов велась большая работа по созданию и апробации учебно-программного и методического обеспечения специальности. Основные трудности возникали в связи с преподаванием новых учебных курсов и дисциплин. Типовые программы, рекомендуемые Минздравом, стали выходить в свет после 1994 г. Вслед за программами появились первые учебники и учебные пособия для студентов высших учебных заведений по специальности «Сестринское дело».

К 1994 г. в России сформировалась многоуровневая система сестринского образования (рис.1). Высшему образованию в этой системе соответствует 3-й уровень профессионально-образовательных программ по специальности «Сестринское дело». Его особенностью является то, что обучение базируется на среднем медицинском образовании соответствующего профиля с учетом достигнутого уровня профессиональных знаний и умений по специальности. Иными словами, студентами факультета высшего сестринского образования вуза могут стать лица, окончившие медицинские училища или колледжи и получившие квалификацию медсестры, акушерки или фельдшера.

ms-01

Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки по специальности при очной  форме обучения составляет 4 года. Целью высшего профессионального образования для медсестер является подготовка специалистов к педагогической и управленческой деятельности в области сестринского дела. Выпускникам, успешно освоившим профессионально-образовательную программу этого уровня, присваивается квалификация  менеджера по специальности 040600 «Сестринское дело».

Каждому уровню подготовки специалистов соответствует свой Государственный образовательный стандарт (требования к минимуму содержания подготовки по специальности). В 1994 г. Минздрав одобрил и ввел в действие 1-й ГОСТ высшего профессионального образования по специальности 040600 «Сестринское дело», разработанный Московской медицинской академией при методическом руководстве УМО по медицинскому образованию. ГОСТ 2-го поколения введен в 2000 г., он рассчитан примерно на 5 лет до 2005 г., и уже сейчас начата работа над созданием стандарта 3-го поколения.

В соответствии с ГОСТом содержание подготовки выпускника-менеджера состоит из 4 блоков учебных дисциплин: 1) общие гуманитарные и социально-экономические; 2) естественнонаучные и медико-биологические; 3) профессиональные (клинические); и 4) дисциплины по специальности (цикл административно-управленческих и психолого-педагогических дисциплин) (рис. 2). Дисциплины определяют основные направления подготовки выпускников: преподавателей медицинских образовательных учреждений и руководителей сестринских служб всех уровней (рис. 3).

 

Важное место в организации учебного процесса на факультетах высшего сестринского образования вузов отводится научно-исследовательской работе студентов, что связано с необходимостью формирования отечественной научной базы исследований в области сестринского дела. Начиная с I курса, студентов знакомят с простейшими методами исследования. За время обучения на факультете каждому студенту необходимо выполнить 2 курсовые работы: 1 на III курсе — по психолого-педагогическому направлению и 2-ю на IV — по административно-управленческому. Выполнение курсовых студенческих работ служит хорошей подготовкой для осознанного выбора темы и проведения исследований для выпускной дипломной работы. Тематика научных исследований студентов связана, как правило, с различными прикладными аспектами проблем сестринского дела. К примеру, на факультете высшего сестринского образования Московской медицинской академии выбор в пользу дипломных работ делают около 95% выпускников. Ежегодно лучшие работы участвуют в конкурсах студенческих научных работ. Медалями РАМН и дипломами Министерства образования России были отмечены в разные годы работы многих студентов и выпускников факультета (Гущина, Скоковой, Панина, Шашковой, Герасименко, Волковой, Алферовой, Карпычевой и др.).

С 1998 г. на факультетах высшего сестринского образования введена, как и для других специальностей высшей медицинской школы, комплексная трехэтапная итоговая государственная аттестация выпускников. Постепенно отрабатывается методика, совершенствуются формы и содержание аттестации, создается банк междисциплинарных тестовых заданий (рис. 4). В 2001 г. вышло в свет Положение о выпускной дипломной работе для студентов. В нынешнем году Минздравом России издан сборник тестовых заданий для итоговой аттестации выпускников. В планах — создание сборника междисциплинарных ситуационных задач по специальности.

За период с 1991 г. число российских вузов, в которых были открыты факультеты высшего сестринского образования, увеличилось с 2 до 34 (см. таблицу). К открытию в 2003 г. готовятся еще, как минимум, 5 факультетов, в том числе в Смоленске, Твери, Якутске, Белгороде и Северной Осетии. Прием на факультеты, как правило, небольшой, в некоторых вузах он не превышает 25—30 человек, хотя есть около 10 вузов, где ежегодный прием на факультет составляет 100 человек и более. Это Тюменская, Красноярская, Кировская, Московская, Санкт-Петербургская медицинские академии, Башкирский, Северный, Ростовский и Самарский (включая РЕАВИЗ) медицинские университеты.

Резко повысилась заинтересованность работающих медсестер со стажем в обучении на факультетах. По просьбе регионов в 1993 г. Минздравом России была введена подготовка специалистов по вечерней (заочно-очной) форме. Однако и эта мера не позволила удовлетворить потребность в обучении у большинства работающих медсестер из-за их большой удаленности от места учебы. В связи с этим в 1996 г. в соответствии с решением, совместно принятым Минздравом и Минобразования, факультеты высшего сестринского образования открыли прием на заочные отделения для работающих медсестер с большой мотивацией к обучению.

Анализ показывает, что самой распространенной и востребованной формой обучения становится заочная. На ее долю приходится в настоящее время свыше 70% всех студентов (рис. 5). И еще одна закономерность отмечается в последние годы в системе высшего сестринского образования — увеличение соотношения между бюджетной и платной формами подготовки студентов в пользу последней. На заочных отделениях коммерческий прием составляет около 80%, на дневных и вечерних отделениях он значительно меньше. Спрос рождает предложение, а в нынешней экономической ситуации вузам ничего не остается, как расширять именно те формы подготовки специалистов, за которые сегодня платят либо сами студенты, либо заказчики.

график

Первый выпуск специалистов с высшим сестринским образованием состоялся в 1995 г. Всего за прошедший период вузами подготовлено свыше 2,5 тыс выпускников — менеджеров сестринского дела. Большинство из них остаются работать в здравоохранении. Полученные профессиональные знания и умения они применяют в организационно-управленческой, маркетинговой, педагогической и научно-исследовательской работе. Однако нельзя не отметить, что из-за отсутствия должной правовой базы обеспечения их профессиональной деятельности они лишены возможности реализовать свой потенциал. Фактически до недавнего времени выпускники факультетов высшего сестринского образования могли занимать в учреждениях здравоохранения лишь должности среднего медперсонала и в порядке исключения — врачебные.

Приказом Минздрава России от 25.06.02 № 209 специальность «Управление сестринской деятельностью» введена в номенклатуру специальностей в учреждениях здравоохранения для выпускников факультетов высшего сестринского образования. Определена номенклатура должностей, соответствующих новой специальности, в том числе руководители (хосписа, дома сестринского ухода), заместители руководителя (по работе с сестринским персоналом), главные медсестры, главные акушерки и другие должности, замещаемые в порядке, определяемом Минздравом России (например, руководители структурных подразделений).

Приказ Минздрава России от 13.09.02. № 288 «О специалисте по управлению сестринским делом» четко регламентирует характер деятельности этих специалистов.

Ориентировочная потребность учреждений здравоохранения в специалистах по управлению сестринским делом составляет около 40 тыс человек. Минздрав рассчитывает на то, что в будущем должности главных медсестер будут занимать только специалисты с высшим образованием, а в штате крупных лечебно-профилактических учреждений будет одновременно несколько должностей профессиональных управленцев сестринским персоналом.

С каждым годом увеличивается число выпускников факультетов высшего сестринского образования, желающих продолжить образование в рамках послевузовских профессионально-образовательных программ. Перечень таких программ сейчас ограничен организационно-управленческим характером деятельности выпускников-менеджеров сестринского дела, программ по клиническим дисциплинам пока нет. В 1999 г. первой среди выпускников успешно защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата медицинских наук по специальности «Общественное здоровье и здравоохранение» выпускница Московской медицинской академии 1996 г. С.Шляфер.  Тема ее диссертации — «Научное обоснование организационных и нормативных основ развития стационарозамещающих форм медицинского обеспечения». Вторым кандидатом наук стала также выпускница Московской медицинской академии Е. Демышева (тема диссертации — «Качество сестринской помощи»).

Первые успешные защиты оказали большое стимулирующее воздействие на студентов и выпускников факультетов высшего сестринского образования. В настоящее время диссертационные исследования выполняются во многих вузах. Расширяется круг научных проблем и специальностей, по которым проводят исследования наши выпускники.

Растет число публикаций, подготовленных студентами и выпускниками факультетов высшего сестринского образования вузов. Без их участия не проходит ни одна научно-практическая конференция, не реализуется ни один инновационный проект в сестринском деле.

Выпускники-менеджеры сестринского дела сегодня работают не только в учреждениях здравоохранения, они все чаще занимают должности руководителей более высокого уровня, в том числе специалистов по сестринскому делу органов управления здравоохранением. Профессиональная управленческая подготовка делает наших выпускников успешными лидерами профессиональных ассоциаций, открывает новые перспективы и возможности для их профессиональной и деловой карьеры.

Прошедший период был для высшего сестринского образования ответственным и серьезным испытанием на соответствие нового направления подготовки стандартам высшей медицинской школы и требованиям системы здравоохранения. Работа по развитию учебно-методического обеспечения, совершенствованию содержания и методологии образования, созданию компьютерных программ для заочных форм обучения по специальности 040600 «Сестринское дело» в высшей школе продолжается. И несмотря на то, что нерешенных задач и проблем еще много, хочется надеяться, что с ними можно справиться, когда есть команда высокопрофессиональных, грамотных специалистов — менеджеров в области сестринского дела.


Журнал "Медицинская сестра" 2003 год №1
Источник: SESTRA.RU

 

 

 



 
 
         
Hosted by uCoz